Исследователи из Пенсильванского университета собираются поместить старый лист алюминия под нейтронный пучок в надежде раскрыть тайну исчезновения пилота Амелии Эрхарт. Об этом пишет Live Science.
Амелия Эрхарт рядом с самолетом (не тем, на котором она отправилась в свой последний полет) в 1928 году. Фото: Los Angeles Daily News
Амелия Эрхарт — первая женщина-пилот, совершившая в одиночку перелет через Атлантический океан. Ее таинственное исчезновение в 1937 году до сих пор будоражит умы энтузиастов: 2 июля Эрхарт вместе со своим навигатором Фредом Нунаном вылетели на двухмоторном моноплане «Локхид-Электра» L-10E из Папуа — Новой Гвинеи, намереваясь совершить кругосветное путешествие. Однако они так и не приземлились в пункте назначения — на острове Хауленд в центральной части Тихого океана. Во время полета Эрхарт связалась с кораблем береговой охраны «Итаска», так как, видимо, испытывала проблемы с радио и приборами и была не уверена в своем точном местонахождении. Эрхарт, Нунан и ее моноплан так и не были найдены.
В 1991 году Рик Гиллеспи, глава Международной группы по поиску пропавших самолетов (TIGHAR), обнаружил алюминиевую панель на тихоокеанском острове Никумароро, примерно в 480 км от Хауленда. Гиллеспи считал, что эта панель могла быть с самолета Эрхарт. И теперь, чтобы установить, так ли это, сотрудники Центра радиационной науки и техники (RSEC) при Пенсильванском университете пригласили Гиллеспи привезти эту металлическую панель на обследование.
Дело в том, что в центре находится ядерный реактор Бризил. И используя нейтронные лучи реактора, можно выявить скрытые следы на поверхности металла, например краску, которую уже не видно невооруженным глазом. Для этого образец устанавливают перед нейтронным пучком, а за ним помещают цифровую пластину, после чего изображение записывается и сканируется цифровым способом.
Фото: Kenan Ünlü/Penn State
Кроме того, с помощью нейтронных лучей ученые могут выяснить, как именно был оторван этот металлический фрагмент. Исследователи уже определили, что по его краям видны следы от топора — за исключением одной стороны, которая «неоднократно сгибалась», чтобы оторвать ее от цельного куска.
Правда, как считает Уэсли Фрей (Wesley Frey), директор Центра ядерных исследований МcClellan (MNRC) при Калифорнийском университете в Дэвисе, этот метод все равно не сможет полностью раскрыть загадку пропажи Эрхарт. «Получат ли они информацию о том, в какую эпоху производился этот металл? Да, скорее всего, получат. Смогут ли они привязать его к самолету Амелии Эрхарт? Скорее всего, нет», — сказал он.
Однако, как отмечают исследователи из Пенсильванского университета, они также планируют использовать нейтронно-активационный анализ, чтобы точно определить химический состав материала. И если они докажут, что в найденном куске алюминия есть сплавы, которые применялись при строительстве самолетов в эпоху Эрхарт, это станет дополнительным аргументом в пользу его связи с ее самолетом.
По словам исследователей, результаты анализа будут обнародованы в этом году.
Источник: 42.tut.by